Перекочевки Алимулы

Анализ описанных современных мест расселения казахов Младшего жуза показывает, что общие направления перекочевок аулов оставались традиционными. Изменения в них вызывались в основном колебаниями климата и других природных условий. Выбор конкретных мест зимних кочевий происходил осенью во время собрания глав родов и аулов. В первой половине XIX века казахи Младшего жуза, как правило, зимовали по берегам Урала, Сырдарьи. Аральского и Каспийского морей, у низовий Тургая и Иргиза, в песках Тайсуган.

 
 


Анализ описанных современных мест расселения казахов Младшего жуза показывает, что общие направления перекочевок аулов

оставались традиционными. Изменения в них вызывались в основном колебаниями климата и других природных условий. Выбор конкретных мест зимних кочевий происходил осенью во время собрания глав родов и аулов. В первой половине XIX века казахи Младшего жуза, как правило, зимовали по берегам Урала, Сырдарьи. Аральского и Каспийского морей, у низовий Тургая и Иргиза, в песках Тайсуган.

Особенно большие перекочевки совершали рода племени алимулы, имевшие поэтому в избытке лошадей и верблюдов. По материалам А.И.Левшина, И.Ф. Бларамберга, И.В. Виткевича, данным В.В. Вострова, М.С. Муканова, документам Центрального госархива Республики Казахстан и архива Оренбургской области род карасакал этого племени имел летовки в Каракумах на урочищах Тугушкан, Кургиук, Тюбяке до реки Алды-Каракай, от озер Аксакал-Барби через Большой Тургай по реке Тобол до Верхнеуральска. Зимовья находились на Сырдарье от местности Кимясалтан на Кувандарье от урочища Сулкулдук до Жанадарьи, на урочище Чулбар Тупе, в междуречье Сырдарьи и Кувандарьи на урочищах Аксинкир и Коксинкир.

Род каракесек кочевал летом у Каспийского моря на урочищах Кокдумбан, Кылыш-Киры, Барсук, по побережьям Эмбы, Темира, Сагыза, Уила, Хобды до Урала, по Сардырье. Зимовья каракесеков располагались на Сырдарье, в урочищах Каратуз, Жингана, у устья Кувандарьи, побережья Аральского моря, по северному чинку Устюрта, в Каракумах, Больших Барсуках, на Эмбе и островах у ее устья. Интересно, что в Среднем жузе есть род каракесек в составе объединения аргынов. По мнению Н.А. Аристова, он родственен каракесекам Младшего жуза. Родовая тамга каракесеков аналогична одной из тамг рода шомекей - .

Интересна история рода кете. Востров и Муканов приводят данные, согласно которым он упоминается впервые в XII веке как участник похода на караханидов во главе с киданьским гурханом Елюй-Даши. Историк Грумм-Гржимайло выдвинул версию о смешанном происхождении рода кете, имеющего предков среди динлинов, древних тюрков, угро-финнов и алтайцев. Тамга рода представляет собой знак . Летовки кете размещались у устья Эмбы, в Каракумах на урочищах Бильтеве, Айван-Тобе, по Иргизу, у озер Аксакал-Барби, по истоку Тургая Мамыту, течению Кыила, Аще-Уила, междуречью Большой и Малой Хобды. На крайнем северо-западе аулы кете с разрешения царской администрации в конце XVIII века имели летние пастбища на участке от Калмыковой до Кулагинской крепости. Зимние кочевья находились на Сырдарье, от местности Кукубтли по Кувандарье, на урочищах Мын-Батман, близ озера Толекуль-Тата, не доходя до Жанадарьи и на островах в устье Эмбы.

Более "молодым" является род торткара. По мнению Вострова и Муканова, время его появления - XVI-XVII вв. Торткара упоминается Тевкелевым и Левшиным. Как указывают казахстанские этнологи, подразделения торткара есть в составе рода матай племени найман. Поэтому их считают родственными торткара Младшего жуза. Другую родственную линию ведут к роду кете, имеющему одинаковую тамгу. Кроме нее, согласно М.Тынышпаеву, торткара имели две похожие тамги - , .

Родовые ураны торткара по Гродекову, Вострову, Муканову - Алдияр и Айртау. Торткара кочевали летом за песками Каракум в местностях возле Тугашкола, в районе озер Кулакши, Барби, Кайракты, по Иргизу до кладбища Байшайшы, побережью Сырдарьи, Кувандарьи, в верховьях Эмбы, Илека, реки Орь. Зимовья торткара располагались на Сырдарье по урочищам Майлыбас, Кинту до кургана Кара-Тобе, к Хиве по Кувандарье у перевоза Табын Уткуль, Аккуйганал, Жанадарье у крепости Нутай при кладбище Сырлытау, в Кзылкумах, подходя к Амударье, в Больших и Малых Барсуках, на полуостровах Аральского моря Кок-Арал и Чубар, в верховьях Илека, в районе Уральского укрепления, против Ильинской и Орской крепостей.

Древнюю историю имеет род шомекей. Н.Аристов и Г.Грумм-Гржимайло относят их к потомкам племени чу-му-гунь, проживавшего в VI веке в предгорьях Тянь-Шаня. Чу-му-гунь входили в союз племени дулу, предков дулатов Старшего жуза, однако их связь не прослеживается ни по тамгам, ни по уранам. Тамги рода шомекей - (по Аманжолову), ( по Грекову и Тынышпаеву), (по Мейеру и Аманжолову). Уран рода согласно имже - Доит.

А.И.Левшин разделяет шомекей на три части по местам кочевий. Первая кочевала летом за Каракумами и урочищем Тогышкан, по Иргизу до горы Карашатау к реке Бак-Майме, зимой - по Сырдарье в местностях Таскишу, Бесарык, Бесарык - Байгус, по Кувандарье. Вторая имела летовки у Каспийского моря, доходила до побережья Урала. Третья часть пользовалась летними кочевьями в верховьях Илека. На крайнем южном участке малая часть шомекеевцев кочевала между Карши и Бухарой. Выходцы из рода шомекей встречаются среди каракалпаков.

И.Ф.Бларамберг связывал такую дифференциацию с имущественным состоянием сородичей. Согласно ему беднейшая часть шомекеевцев не покидала Караузек (рукав Сырдарьи), занималась здесь земледелием. Другая часть аулов не поднималась выше Каракумов, а самые сильные и богатые скотом аулы доходили в летнее время до Тобола.

В начале 20-х годов XIX века шомекеевцы, поддержавшие султана Арынгазы, кочевали с ним в междуречье Кувандарьи и Сырдарьи. В 1834 году два отделения рода, избегая хивинских сборщиков зякета, зимовали в местности между Иргизом и песками Музбиль, Калмас, входящими в состав Каракумов, где потеряли большое количество скота. После строительства Новой линии кочевья шомекеевцев оказались непосредственно у русских укреплений.

Очень крупным и многочисленным в Младшем жузе был род шекты. Ранних известий о нем нет, русским источникам он известен с середины XVIII века. На основе близости изображения тамги С.А.Аманжолов, а вслед за ним Востров и Муканов делают вывод об общем происхождении шекты с племенами Среднего жуза найман и аргын. Особенно богата история шекты XIX века, когда отделения этого рода приняли участие и были активной самостоятельной силой в ходе практически всех национально-освободительных восстаний в Западном Казахстане. "Материалы по истории Казахской ССР" указывают всего 12 тамговых знаков, принятых у шекты, основными из которых были.

Зимние кочевья рода располагались в Малых и Больших Барсуках, Каракумах, на Сырдарье от кургана Кара-Тобе до Аральского моря, в междуречье Сырдарьи и Кувандарьи, у устья Эмбы, по берегу Аральского моря до реки Кус-Кулак, в урочище Донызтау на северном чинке Устюрта, у некрополя Кошкар-Ата (до 2-й четверти XIX века). Летом шектинцы кочевали от верховьев Иргиза между Орью и Бестамаком, по Илеку, Бердянке, Иргизу, верховьям Эмбы, около горы Айрюк, Мугоджарских гор, в песках Уркач. С 30-х гг. XIX в. они не поднимались летом выше Каракумов, избегая контактов с царскими властями.


Наверх История казахского рода Алимулы 2017